Эссе 2
Cоборность русской мысли
Cегодня вызывает огромную боль, то что русский человек находится в подавленном, духовно угнетённом состоянии. Он растерян в массе своей, он унижен, он обнищал. И вот это духовное падение, эта духовная униженность естественно вызывает и ответный отпор, но чаще всего, к сожалению, люди сдаются. Люди машут рукой не только на себя, на свою семью, на своих детей, на свое будущее, они машут рукой на всю нацию: — «А мы русские, вот мы такие, ну что теперь делать? История русского народа закончилась».
Это конечно страшный признак деградации нации, и я попыталась найти языковые механизмы, которые могут восстановить наш дух… Я лингвист, филолог, историк русского, славянских языков, специалист, который проникает в своей специальности на тысячелетия вглубь.
Когда возникают такие ретроспективы, мы понимаем, что сегодняшний эпизод нашей исторической жизни — это только эпизод, причём не имеющий пока исторического финала. Мы пока не представляем, чем завершится эта трагедия. Но история наша показывает, что подобные же катаклизмы русского государства и русского народа заканчивались русскими победами. [...]
Общеизвестно, что наше сознание контролируется подсознанием. И в подсознании кроются архетипы мышления, которые имеют чётко национальную ориентацию. Давайте, попробуем проследить их следы в языке. [...]
Человеку от рождения свойственно (не только от воспитания) различать добро и зло. Это различение, чутьё на добро и зло дано нам во многом языком, и тем что у русских называется совестью. Добро и зло — это два словесных полюса, изначально означающих филосовские категории Доброе и Злое, и к ним тяготеет масса слов. И в русском национальном сознании и в русском языке эти слова распределяются как в системе координат: сосредотачиваются в точке добра или в точке зла. И вот такими, например, являются слова правый и левый. С одной стороны это пространственная ориентация. Правая рука, левая рука — это нужно, что бы человек жил и ориентировался в мире. Но помимо этого, оказывается, что правое тяготеет к понятию добра, а левое к понятию зла. И у нас существует слово Правда — которое означает безусловное добро. Жить по правде — значит жить по совести, делать добрые дела. И у нас существует Кривда. […]
Править. Слово править происходит от прилагательного правый — тяготеющего к добру. А это значит, что те которые правят — должны вести народ к добру. И если они управляют (тот же корень) и ведут нас почему-то ко злу, и творят над нами зло, то мы имеем моральное право (и это интуитивно в нас это записано), к исправлению подобной ситуации. Вот перед нами корень, который диктует нам тип поведения. И не важно что сейчас это пока что не сбывается, но ведь чувствуется что нами правят неправильно. Однокоренное слово правило. Правило — это когда ведут тоже к правде. Когда дети учат правила в школе, они интуитивно понимают что это добро.
А что такое левый. Посмотрите у нас до сих пор сохранились эти древние понятия и нам не надо их объяснять. Левачить, гулять налево, покупать слева, продавать налево — это лингвистические архетипы сознания. Понятно, что гулять налево родилось в двадцатом веке, но архетипу слова тысячи лет. […]
К числу архетипов относят и самоназвание народа: как народ себя называет, как он мыслит себя среди многих других народов. Несколько об этнонимии: есть народы которые называют себя по принципу: «мы люди, а другие нет». В этом нельзя их винить, никакого шовенизма здесь нет. Это просто обычное разделение: есть мы, а есть чужие. Подобным образом именуют себя марийцы («мари» — это человек), цыгане («рома» — это человек). Чукчи называют себя Лыгьоравэтлъан (луораветлан) — что значит «настоящие люди», (подразумевается что где-то есть не очень настоящие люди).
Второй способ самоименования народов, это когда делят на своих и чужих. Например шведы — в древности «свеи» («свои»). Еще вариант именования от имени предка (чехи, иудеи) или по имени родины (поляки, итальянцы). Самоназвание народа часто не совпадает с тем как его называют соседи. Например, немцев англичане зовут german, французы — allemand, мы называем их немцами. А немцы именуют себя deutsch и только так. Мы же называем себя русскими. А почему мы русские и что это значит?
Русский лингвист академик Олег Николаевич Трубачёв установил и доказал, что слово русский происходит от древнего индоевропейского корня рукс-рокс — что означает белый, светлый. Но как раз в том и дело, что в категориях русского языка образы белого, светлого тяготеют к добру, в противоположность темного, чёрного, мрачного. Мы так устроены, и поэтому издревле многие тысячи лет воспринимали себя как народ белый, народ света. И антропологически мы были достаточно светлый народ — светлые глаза, русые волосы (это такой тип волос — вроде бы непритязательно серовато-пепельного цвета, но вдруг на солнце блеснёт золотом. И название это — белый, светлый, русский, скорее всего мы взяли от мироощущения, от миросозерцания. Потому что народ, стремящийся к правде, к свету, неизменно чувствовал себя русским, то есть народом света. Вот этот архетип, как проследить в языке как срабатывает сейчас?
Для русского человека (и для других этносов это тоже характерно) очень важно, много ли рядом своих или их опасно мало. Это срабатывает чутьё на знак опасности. И вот когда людей других национальностей стало чрезмерно много для русского самосознания и миросозерцания, тогда появилось понятие «чёрные» («а там чёрные», «я купил у чёрного»). И это не категория ксенофобии и расизма — это категория архетипа нашего сознания, как реакция на знак опасности. Не важно этот человек черноволос, кавказец, негр, чёрный — это чужой, (в отличии от своих, светлый, белых). Конечно нам сейчас пытаются навязать толерантность, терпимость, устыдить нас в этом словоупотреблении, но как возможно изменить внутреннее самосозерцание народа, как устыдить то, чему тысячи лет .
Взгляните, как пытаюсь исказить русскую идентичность даже в нашем этническом имени. Ведь сегодня слово русский может быть применено к чему угодно. “Русский банк” — где сидят совсем не русские люди, “Русское лото” — которое принадлежит чеченцам, “Русское радио” — по которому не услышишь и правильного слова с русской интонацией. Даже могильник ядерных отходов в Челябинской области попытались назвать «Русь». В то же время самим русским возбраняется пользоваться применительно к себе этим понятием. Русские партии со словом русский категорически запрещены. Кроме того, нам настойчиво рекомендуют пользоваться термином россиянин. И русские сопротивляются именованию себя россиянами. Мы русские и почему мы должны переименовываться. Ведь самое страшное для национального самосознания, когда народ берёт имя которое, которое ему навязано другими. […]
Ключевые понятия в языке, как выражение архетипов национального самосознания, исследованы для многих народов. Например установили, что ключевым понятием для англичан является выражение common sense — здравый смысл. Лингвистические исследования немецкого языка показали, что для немцев ordnung будет ключевым словом. А что для русских? Было доказано, что ключевым словом русского национального самосознания является слово свой. Это слово находится на первых позициях по частоте словоупотребления и оно выражает важнейшие русские принципы жизни. Например: стоять на своих ногах, думать своей головой, делать своими руками, по-своему, стоять на своём, и наконец осваивать — делать своим. Cвой — происходит от древнего корня cоэ — что значит рождать, родной. И сколько поговорок на эту тему: всякому свое любо дорого, всяк сосна своему бору шумит, всяк свояка видит издалека. […]
В отличии от европейцев, русский человек своим делом считает еще и мысль. Вот это наша особенность. А есть поговорка «сказано — сделано», что значит высказанная мысль обязательно воплотится в дело. Это отношение к мысли у русского человека имеет и добрые последствия и горестные. […] Здесь на Руси много думающих людей. Вспомните слова Достоевского: «все настоящие русские люди — философы». Когда русские люди начинают думать одновременно об одном и том же, а думаем мы сегодня о том, почему с нами такое произошло, и как нам восстановить государство русское, разбудить русский народ. Вот когда возникает эта соборная дума, она обретает энергию и получает импульс согласно поговорке «сказано-сделано». И поскольку мысль — это дело, и мысль поэтому опасна, то в русском государстве всегда за мысли наказывали и с инакомыслием боролись. В Европе свобода слова — одна из высших ценностей. А здесь, берегись, если ты сказал крамолу, что-то опасное для власти.Инакомыслие всегда пресекалось. Советская эпоха показала величайшую борьбу с русской мыслью и сейчас мы видим тоже самое. Русской мысли боятся больше всего. Так называемые «русские статьи» Уголовного кодекса РФ: 282, 280. Они работают со всей силой. Список запрещенной «экстремистской» литературы уже насчитывает более двух с половиной тысяч наименований. Под запрет попали даже статьи великого русского писателя и мыслителя Льва Толстого.[…]
В девятом веке император Константи́н VII Багряноро́дный писал о народах, и писал про русских. Например, что они здороваются: — «Здраво, братья, сестрицы”. И посмотрите, сегодня как мы называем друг друга между собой, какие наши cамые проникновенные обращения к незнакомым людям, если хочешь сказать что ты свой: отец, брат, браток, братишка, сестричка, мать, дочка, сынок. И эти обращения для нас живые, мы сразу раскрываемся им навстречу. Но чужака никогда не будем называть ни отец, ни браток. Это не для чужих, это для своих, и никуда не денешься от этого. Этим архетипам тысячи лет. При том что своих мы называем вот так родственно, в русском языке не прижились, ни господин, ни товарищ, ни гражданин. Значит понятие «свои» по прежнему живо, и не возможно искоренить эти основы национального самосознания. [...]
из лекций Татьяны Мироновой,
доктора филологических наук,
член-корреспондента Международной Славянской
академии наук